Объявление. 16 апреля 2015 г. в гимназии-интернате №664 состоится городской семинар "Тебе, Великая Победа, посвящается...". Приглашаем всех желающих.

Контроль качества знаний по географии.

Гарантируемое государством право на получение качественного образования обязывает каждое образовательное учреждение, каждый педагогический коллектив целенаправленно осуществлять подготовку и проведение государственной (итоговой) аттестации, анализировать качество образовательного процесса, созданных для его осуществления условий, качество процессов обучения, воспитания, управления с точки зрения влияния данных процессов на результат образования.
Одним из эффективных путей преодоления неуспешности обучения и обеспечения качества образования является научно обоснованная система управления контролем знаний и умений учащихся.
При этом под управлением мы будем понимать целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся по достижению запрограммированного результата (в данном случае присвоение учащимися предметных знаний и умений), а контроль – вид деятельности учителя по установлению соответствия параметров системы (в данном случае – знаний и умений учащихся) поставленным требованиям и целям.
Требования к знаниям и умениям определены образовательными программами, составленными на основании Государственного Образовательного стандарта общего образования по географии (раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» определяет содержание образования, которое должно быть освоено каждым выпускником в обязательном порядке).
Цели образовательной деятельности определяются учителем на каждом уроке как конечный результат, т.е. по окончании урока каждый ученик должен приобрести конкретные знания и умения. Исходя из этого, каждый урок должен строиться не как экстенсивное общение по заданной теме, а как интенсивная отработка конкретных знаний и умений, заданных учебной программой (при этом тема урока является одним из средств достижения целей урока).
Главная цель контроля – выявить наличие и характер отклонений от поставленных целей деятельности (присвоение учащимися конкретных знаний и умений) на основе целенаправленного сбора данных и выявить причины, определившие их. Сокращение периода контроля (и, следовательно, объема контролируемых знаний и умений) позволяет облегчить выявление содержания отклонений и внесение корректив. Исходя из этого, оптимальной единицей контроля является логическая единица (понятие, причинно-следственная связь, действие). Такая организация контроля позволяет оптимально и результативно реализовать все функции контроля: осуществление обратной связи, диагностическую и стимулирующую.
Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля:
1. Нормативность. Данный принцип требует от учителя составления перечня знаний и умений (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым учеником, и доведения его до сведения всех учеников до начала отработки (т.е. ученик, приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, что он должен знать и уметь к моменту окончания изучения данного раздела курса);
2. Плановость. Согласно данному принципу, учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения учащихся до начала этапа освоения знаний и умений, подлежащих контролю;
3. Главное звено. Данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым учеником в обязательном порядке;
4. Объективность. Учителю необходимо разработать критерии уровня освоения знаний и умений учениками, которые в обязательном порядке должны быть известны школьникам;
5. Индивидуализация. Данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм и периодичности контроля;
6. Системность. Система контроля знаний и умений учащихся должна включать следующие этапы контроля:
- Текущий контроль проводится после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т.п.). Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить уровень освоения знаний и умений; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока, и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для достижения запрограммированного образовательного результата. Безоценочный контроль на данном этапе способствует и формированию положительного психологического климата, т.к. нацелен на выявление проблем, возникающих в процессе обучения, и их решение. На данном этапе эффективны само- и взаимоконтроль. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи, работа на контурной карте и т.п.
- Промежуточный контроль проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте, объяснение, беседа, тестирование, творческие работы и др.
- Предварительный контроль проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление характеристики объекта, аналитический ответ и т.п.
- Итоговый контроль проводится после отработки знаний и умений учебного курса. Формами итогового контроля могут быть тестирование, экзамен по билетам, экзамен в форме защиты творческих работ.
Тестирование позволяет выявить уровень теоретической подготовки учащихся, но не позволяет в полной мере оценить уровень умений учащихся, возможности творческого применения знаний, обезличивает школьника. Тем не менее, проведение процедуры аттестации образовательных учреждений, ЕГЭ в форме тестирования заставляют учителей не пренебрегать данной формой контроля.
Контроль по билетам – традиционная форма контроля, позволяющая выявить уровень теоретической подготовки учащегося, уровень владения отдельными предметными умениями.
Проведение итогового контроля в форме выполнения и защиты творческих аттестационных работ позволяет расширить и углубить знания учеников в выбранной ими предметной области, способствует формированию научного мышления, развитию индивидуальных способностей, приобретению опыта исследовательской работы, является эффективным средством реализации идей личностно-ориентированной педагогики. Кроме того, в результате работы создается произведение, позволяющее его использовать в образовательном процессе. Недостатком такой формы контроля является отсутствие возможности проверить овладение конкретным учеником всего перечня контролируемых знаний и умений курса.
Творческая работа должна соответствовать требованиям:
- самостоятельная творческая или исследовательская работа (не реферат, который легко «скачать» в сети Интернет), выполненная учеником на протяжении продолжительного времени (не менее ½ учебного года) под руководством учителя;
- создан продукт, который может быть использован в образовательном процессе школы (разработка экскурсии, мультимедиа произведение, видеофильм, слайд фильм, макет, картографическое произведение, справочник, дидактический материал, компьютерная программа, сборник тестов и др.);
- или работа, являющаяся результатом исследовательской деятельности (исследования природы, хозяйства, населения, взаимодействий в системе «человек – природа – производство» и др.).
Работа учителя по подготовке итоговой аттестации строится следующим образом:
учитель составляет примерный перечень тем аттестационных работ. Количество предлагаемых тем должно превышать количество учащихся в классе.
А результаты государственной аттестации позволяют сделать вывод о том, на достаточном ли уровне учащиеся 9 и 11 классов освоили ГОС

© reveraas

Создать бесплатный сайт с uCoz